Философский метод Сократа
Центральным в философской мысли Сократа был человек и его сознание. Соответственно его смело можно считать первым антропоцентристом.
Антропоцентризм — представление о том, что в центре мира — человек, тоесть все должно восприниматься сквозь призму человеческого сознания и существования.
Пожалуй этого будет достаточно чтобы попробовать понять философский метод Сократа. На самом деле сложного тут ничего нет, но ориентироваться в этом сверх важно для дальнейшего изучения истории философии и философии вообще.
Философский метод Сократа
Сократ считал, что человек имеет знание от рождения и идя по жизни способен их вспоминать, по этому его метод принято называть «маевтика» (с др.греческого — акушерское дело).
Кроме того, метод Сократа характерен еще несколькими важными аспектами:
- Философ не отрицает метемпсихоз (теории переселения душ), потустороннюю жизнь.
- Не смотря на это, вера в Богов не занимала в его философии фактически никакого места и, по словам Платона, служила лишь воспитательным целям. (об этом можете прочитать много интересного ЗДЕСЬ).
- Метод Сократа является диалогическим, но исключительно устным, ведь книг он не писал.
- Теория всегда должна подкреплятся практикой.
Известно, что Сократ любил проводит философские дискусии, особенно с софистами, ведь именно ему принадлежат две знаменитейшие фразы на картинке ниже:
Для роботы своего метода Сократ ввел гносеологическое разделение знания:
- Аподиктическое знание — доказаное, философское;
- Диалектическое знание — знания категории dotsa (мысль, догадка);
Наверное стоит также сказать, что маевтика Сократа оставалась популярным подходом к пониманию природы человеческого знания вплоть до философии нового времени, ведь в эпоху средневековья, хоть этот вопрос и поднимался, божественная природа знаний, в том или ином ракурсе, оставалась неоспоримой, имаевтика отлично вписалась в такое понимание.
Хотите добавить статью в каталог? Тогда белый каталог статей svitki.net будет наилучшим вариантов для реализации вашей затеи.