Биография и философия Фрэнсиса Бэкона


Фрэнсис БэконУже в развороте парадигмы когито, четко обозначились 2 направления в философии нового времени: эмпиризм и рационализм, о чем мы вспоминали в одной из прошлых статей. Сегодня мы поговорим об отце эмпиризма  — Фрэнсисе Бэконе, его философии и биографии по мотивам конспекта по философии.

Вступление

Фрэнсис Бэкон был первым среды европейских мыслителей, кто отобразил общую переориентацию на науку, как самую высокую ценность. Главные проблемы в философии Бэкона:

  1. Могущество человеческого знания

  2. Эксперементальные исследования природы

Если обобщить, то Бэкон был первым, кто поставил гносеологические проблемы (проблемы познания) на главное место в философии.

Фрэнсис Бэкон переосмысливает суть фтлософии в духе нового времени и выделяет предметом философии «научное знание», потому что научное знание — это средство, которым можно решить все социальные проблемы и, прежде всего, ускорить развитие промышленности.

Именно в таком ракурсе стоит ознакамливаться с работами философа: «Новый Органон», «Новая Атлантида», «О принципах и началах».

С точки зрения Фрэнсиса Бэкона, философия должна быть исследовательськой наукой, основаной на наблюдении, а объектом ее наблюдений должен быть человек и окружающий мир.

Задание науки — узнавать причины скрытых сил всех вещей и расширять власть человека над природой до тех пор, пока для него не станет возможным все! Знание, которое продуцирует новая наука должно характеризироваться достоверностью и соответствию практическим проблемам.

Философия Бэкона начинается из анализа реального состояния вещей в науке его времени и приходит к неутешительному выводу. Поэтому следующий шаг философа — «большое обновление наук» и Бэкон целиком уверен, что необходимость таких обновлений назрела.

Биография Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон — британский философ, родился 22.01.1581г. в Лондоне, в сесье чиновника при дворе королевы Елизаветы — Николаса Бэкона.

В 1593 году маленького Фрэнсиса отправили на учебу, где он провел всего 3 года, ибо ему не понравилось преподование философии. Особенно негативно Бэкон относился к философии Аристотеля, которую считал не практичной.

После того как Фрэнсис покинул коледж, отец пристроил его в посольство Британи во Франции, но там он тоже надолго не задержался. Умер отец, и будущий философ должен был вернуться на родину и думать о том, как заработать на хлеб.

Фрэнсис Бэкон устраивается ан курсы адвокатоа, окончив которые пристраивается в парламенте при палате Общин, где он смог добиться некоторого авторитета.

Когда к власти пришел Яков 1 Стюарт, каръера Фрэнсиса стремительно пошла вгору и он стал, по сути, правой рукой короля. Как государственный деятель, Фрэнсис Бэкон был заинтересован в экономиеском развитии Британии, но на вершине своей карьеры он «споткнулся».

В 1623 году его обвинили во взяточности, в суде он признал свои ошибки и ему запретили преыбвать в Лондоне. Таким образом в предместье Лондона Фрэнсис Бэкон начинает заниматься философией и становится отцом исследовательского природоведения и эмпиризма, хоть его «Новый Органон», где философ критикует методы Аристотеля и формирует новые «методы» жизни и был уже издан к тому времени. В этом сочинении выложена теория индукции.

В 1629 году, исследуя влияние холода на сохранение мяса, простудившись, Фрэнсис Бэкон умер, став первой жертвой исследовательського природоведения.

Класификация наук Фрэнсиса Бэкона

Для того, чтобы все упорядочить, по мнению Бэкона, стоит прежде всего зделать класификацию наук, а дял этого нужно составить базисные принципи такой класификации.

Фрэнсис Бэкон считал, что в основе класификации должны быть способности человеческой души: память, воображение, рассудок.

  • Те науки, которые в основе полагаются на память, которые описывают факты и проишествия, Фрэнсис Бэкон охватил единым понятием «история».
  • Дисциплины, в основе которых лежит воображение он назвал «поезией».
  • Науки, которые определяются рассудком — «философские науки». Предметом философии есть Бог, природа и человек.

Соответственно Фрэнсис Бэкон выделял Божественную философию, натурфилософию и философскую антропологию, или философию человека. Каждый из этих разделов философии имеет свое задание:

  • Божественная философия призвана давать интелектуальное толкование Бога и отрицать атеизм.
  • Натурфилософия занимается изучением и исследованием естественныз связей и причин, сремится давать им рациональное объяснение, должна помочь человеку создавать новые предметы, которых не существует в природе, но которые необходимы дял него.
  • Антропология у Фрэнсиса Бэкона разделена ан гражданскую фтлософию, или политику; собственно антропологию, которая изучает тело и душу человека в их взаимоотношениях с миром; логика, которая изучает человеческое мышление.

Главная цель Фрэнсиса Бэкона и его науки — найти метод для получения максимально истинного знания, которое даст возможность превращать природу и изготовлять предметы, в которых нуждается человек.

Учение Фрэнсиса Бэкона о идолах (привидениях)

Одним из факторов, котрые мешают нам получить истинное знание есть идолы, которые спрятаны в человеческом сознании и мышлении.

Учение о идолах сложно вписать в общую эмпирическую систему Фрэнсиса Бэкона, но стоит понимать, что он — грань между схоластикой и новоевропейской философией.

Итак, Бэкон выделяет 4 типа идолов (привидений):

  1. Идолы рода — это обусловленые природой разума, спецификой органов чувств, ограниченностью их возможностей, ошибки с которыми мы стыкаемся в процесе познания. Они либо искажают предмет, либо не могут дать реальные данные о нем. Они могут порождать заинтересованность, имея которую человек уже не сможет быть объективным.
  2. Идолы пещеры — связаны с особенностями человеческой психики, человеческими эмоциями.
  3. Идолы площади (рынка) — это обусловленые общением людей ошибки в познании, связаные с неправильным употреблением и пониманием понятий.
  4. Идолы театра — это слепая и фанатическая вера в авторитеты, некритическое восприятие суждений, разных теорий.

Чтобы избавиться от идалов, писал Фрэнсис Бэкон, необходимо эксперементально проверять и подтверждать предмет исследования, истинность слов и авторитетов.

Учение о методе в философии Бэкона

Метод — это учение, целостность процедур и приемов, которые мы используем для получения истинного знания.

Фрэнсис Бэкон был уверен, что самым важным есть исследовательски-индуктивный метод: от простых определений, до біолее сложных, широких; от конкретного до общего.

В ходе экспериментов мы «набираемся» эмпирического знания, фиксируем характеристики предмета. Потом совершаем анализ, находя новые возмодности предмета, опираясь на предыдущие данные.

И следующи шагом есть выведение или получение выводов о тех тлт тных особенностях и характеристиках предмета или явлений.

Заканчивает процедуру метода Фрэнсиса Бэкона выведение аксиом — суждений, которые не нуждаются в доказательстве. И уже на аксиомы, считад философ, мы можем опиратся как на более-менее истинное знание, потому что оно очевидное и непосредственное.

Вот такой вот философ нового времени, отец эмпиризма и один из интереснейших представителей в истории британской философии Фрэнсис Бэкон.

Понравилась статья? Пригодилась? Что ж, я очень рад! Поделитесь ею с друзьями, оставьте комментарий  и обязательно подпишитесь ан обновления этого сайта. Впереди еще много интересного!


В наш модерируемый белый каталог svitki.net вы можете разместить свою уникальную статью совершенно бесплатно.