Вызвать весну резолюцией…


Варвара Жданова «Вызвать весну резолюцией…» Проблемы идеологического реформирования 1920-х – начала 30-х гг.: отражение в советском кинопроцессе. Научно-публицистическое документальное исследование.

На картине Кустодиева «Большевик» (1920) человек, выросший над толпой, стоит вровень с церковным куполом. За ним над крышами, над толпой вьется красное знамя. Новый человек – в центре мироздания. Строительство Царства небесного на земле. «…Все, что называется Роком, Судьбою, есть не что иное, как результат нашего недомыслия, нашего недоверия к себе самим: мы должны знать, что все, творимое на земле, творится единственным Хозяином и Работником ее – Человеком». Горький А.М. Несвоевременные мысли. М., 1990. С. 117. Партия о кино. Сост. Н.А. Лебедев. 1939. Рукопись, машинопись. Выдержки из постановлений ЦК ВКП(б) по разным вопросам с упоминанием о кино. 1920. Об агитповозках. Всем Губкомам. Обращение за подписью секретаря ЦК и Зав. Отделом работы в деревне. «…Повозка должна быть снабжена литературой, плакатами, граммофоном, если возможно кинематографом или волшебным фонарем…» Справочник партийного работника. Составлено секретариатом ЦК РКП. Госиздат. 1921. С. 65. Цит. по: История советского киноискусства (По высказываниям мастеров кино и отзывам критиков). Часть 1. 1928-1941. Сост. И.В. Соколов. 1945. Рукопись. РГАЛИ, ф. 966, оп. 2, д. 836, л. 116. Пудовкин В., Смирнова Е. Советские фильмы за рубежом. 1948. Рукопись, машинопись. Введение в тему. Новое искусство Советской России и зарубежье в послеоктябрьский период. «Но мало кто знал за границей правду о новой России. Реакционные журналисты наводняли мир измышлениями, инсинуациями, грязной клеветой, представляя Великую Октябрьскую Революцию, как дикий разгул разбойников, как царство анархии и беспорядка. Они предсказывали скорый конец «большевизма» и призывали к крестовому походу против «варваров и безбожников». Первыми правдивыми вестниками заграницей о молодой советской стране, о Великой Октябрьской революции – были советские фильмы». РГАЛИ, ф. 966, оп. 2, д. 557, л. 3. А.М. Горький «Несвоевременные мысли» (1917-18). Общая характеристика социо-культурной среды, без конкретики кино. «Вообще иностранцы народ наивный и невежественный, и Русь для них – загадка. Для некоторых русских она тоже является загадкой и притом весьма глупой…» Горький А.М. Несвоевременные мысли. М., 1990. С. 147. «Мы живем в буре политических эмоций, в хаосе борьбы за власть, эта борьба возбуждает рядом с хорошими чувствами весьма темные инстинкты. /…/ Политика - почва, на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, злых подозрений, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважения к личности, - перечислите все дурное, что есть в человеке, - все это особенно ярко и богато разрастается именно на почве политической борьбы». Горький А.М. Несвоевременные мысли. М., 1990. С. 113. О толпе. «Поражало сердечное отношение солдат к обывателю, вылезавшему на улицу «понаблюдать». Было до отчаяния странно видеть, как пролетарий в серой шинели, голодный, обрызганный грязью, ежеминутно рискуя жизнью своей, заботливо уговаривает чисто одетого, любопытствующего «буржуя»: - Гражданин – куда же вы? Там стреляют! Попадут в вас, не дай Бог, мы же не можем отвечать за вас!» Горький А.М. Несвоевременные мысли. М., 1990. С. 226. О «революционной» толпе. «Ужасны эти люди, одинаково легко способные на подвиги самопожертвования и бескорыстия, на бесстыдные преступления и гнусные насилия. Ненавидишь их и жалеешь всей душой и чувствуешь, что нет у тебя сил понять тление и вспышки темной души твоего народа». Горький А.М. Несвоевременные мысли. М., 1990. С. 226. Партия и кино Из киносценария фильма «Юность Максима», 1935. Становление коммуниста, упрочение сознательности борца за хорошую жизнь, за живое, против отжившего, мертвого. Жизнелюбие большевиков. В тюремном карцере Максима наставляет большевик Поливанов. « - И кто это тебе сказал, что я пропадать хочу, хоть бы и с тобой под ручку? /…/ Я еще жениться хочу… Внуков в социалистический университет определять стану!.. /…/ Пропадать?! Пропадать всякий умеет! Ты – держись! /…/ Хочешь всерьез с нами, - партия возьмет тебя, не пропадать – побеждать!» Козинцев Г., Трауберг Л. Юность Максима. Киносценарий // Избранные сценарии советского кино. Т. 1. М., 1951. С. 148. Из киносценария фильма «Депутат Балтики» (1937). Воспоминание о Петрограде ноября 1917. Голодно, хлебные очереди, патруль ловит и расстреливает вора. «Воробьев пришел в себя, торопливо и старательно запер дверь на замок и цепочку, облегченно вздохнул. Он раздевается у вешалки в прихожей. - Викентий, что с вами? Где вы разбили ваше пенсне? – испугалась Мария Александровна. - Я в темноте наскочил на проволоку, - соврал Воробьев. – Вот, - передает селедки и хлеб. – Профессору Полежаеву, увенчанному в Кембридже мантией великого Ньютона, новая власть преподносит паек. - Спасибо. - Мария Александровна, там давали только селедку и хлеб. Я не знал, взять или нет. Взял. - Что бы мы делали без вас, милый … - благодарит Мария Александровна. Воробьев снимает пальто и шляпу: - Мне в магазине сказали, что мы все – едоки второй категории». Дэль Л., Зархи А., Рахманов Л., Хейфиц И. Депутат Балтики. Киносценарий // Избранные сценарии советского кино. Т. 1. М.: Госкиноиздат, 1951. С. 376. Образ матроса Куприянова в «Депутате Балтики». Профессор Полежаев читает лекцию матросам. « - Тихо! – говорит Куприянов матросам, доотказа заполнившим помещение бывшей корабельной церкви. – Сейчас выступит перед вами мировой ученый Дмитрий Илларионович Полежаев. Этот профессор стоит на линии Маркса. Мы должны со всем вниманием выслушать его научную лекцию о жизни нашей природы, товарищи. Этот профессор имеет квартиру, где каждая стена – публичная библиотека. Сто томов и все за нас…» Дэль Л., Зархи А., Рахманов Л., Хейфиц И. Депутат Балтики. Киносценарий // Избранные сценарии советского кино. Т. 1. М.: Госкиноиздат, 1951. С. 389. «Культурфильм» Из статьи в «Кино-Фронте», 1927. «В феврале месяце 1926 года в одном из районных кинотеатров АРК организовал для рабочей аудитории просмотр ряда научных картин. Аудитория с интересом отнеслась к такому просмотру и при обсуждении все в один голос заявили: «больше бы нам научных картин, разъясняющих где, как и что делается». До полных результатов // Кино-Фронт, 1927, № 1, 15 января. С. 1. Кинозрители. 1928. «Желательны научные картины например Механика головного мозга». РГАЛИ, ф. 645, оп. 1, д. 390, л. 40. В.И. Пудовкин «Как я стал режиссером» (1951). «В 1925 году я получил первую самостоятельную постановку. Это был фильм «Механика головного мозга», излагавший в популярной форме сущность учения и опытов И.П. Павлова. /…/

Другие статьи рубрики "Кино"