Душа вещи


лепшЯ не знаю, читает ли кто-то эти статьи вообще. Для кого я пишу, возможно, для поисковых систем, а возможно, для синтетических людей, которые практически не отличаются от этих самых систем.. Я имею в виду то, во что превратился современный Интернет и человек в нём. Сегодня внимательное чтение практически отсутствует, а присутствует что-то вроде сканирования, бесконечного листания страниц, бессмысленного переключения каналов. От огромного потока информации глаза разбегаются, да так, что в результате все знают обо всём, и в то же время никто ничего не знает, нет времени на осмысление, пища просто не усваивается. Да и надо ли, чтобы она усваивалась, кому сейчас что надо.. кроме денег и сладкой жизни как по телику показывают) Я прекрасно понимаю, что если кто-то меня и слышит, то этот кто-то принадлежит очень небольшой, думающей и чувствующей аудитории, из редкого, вымирающего вида ищущих. Хорошо, что эта аудитория все-таки есть. Я надеюсь. что есть. Сегодня я бы хотел рассказать про некоторые ощущения и находки, которые я открыл для себя в последнее время. Буду говорить о простых вещах с необычных позиций, на мой взгляд. Так уж случилось и получилось. что работой над этим проектом я занимаюсь много лет, и он захватывает меня сполна, причем совершенно разносторонне захватывает и увлекает. Скажем так, я выбрал для себя интересную и полезную, на мой взгляд, тему, и методично в неё вникаю год за годом. Происходит это на нескольких уровнях, на уровне техническом это выражается в углублении познаний кода, подходов и спецификаций, а на уровне понимания целей и смыслов - в новом видении привычных понятий и вещей. Именно об этом видении и хочу написать сегодня. Помните слова старца Зосима у Достоевского «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его [...] Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнёшь её познавать всё далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью» («О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным»). А ведь здорово сказано.. не правда ли? Здесь говориться о вещах, Вы заметили?! Что значит любить вещь? Неужто речь идет о шопоголизме, скряжничестве или ... ? Нет, конечно. Что-то похожее встречается и у А. Платонова: "Вощев иногда наклонялся и поднимал камешек, а также другой слипшийся прах, и клал его на хранение в свои штаны. Его радовало и беспокоило почти вечное пребывание камешка в среде глины, в скоплении тьмы: значит, ему есть расчет там находиться тем более следует человеку жить". Или вот еще: "Вощев подобрал отсохший лист и спрятал его в тайное отделение мешка, где он сберегал всякие предметы несчастья и безвестности. "Ты не имел смысла жизни, - со скупостью сочувствия полагал Вощев, - лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, то я тебя буду хранить и помнить". О чем они говорят? Похоже на безумие, глупость.. в наше время.. когда мыслится категориями.. ведь нам сегодня и в голову ничего подобного не приходит. Мы свободно может размышлять о листьях, траве, камнях - абстрактно, в виде общих понятий и категорий, но мало кто размышляет о конкретной травинке, или камне.. и не просто думает, а понимает смысл и видит за этим гораздо, гораздо больше. Теоретический взгляд уничтожил вещи тем, что подменил вещественность вещи её предметностью. Всё стало менее значимым, мы не видим мелочей, мы не видим простых вещей и смыслов, и в результате, на самом деле мы почти ничего не видим. Чтобы постичь природу вещества, физик обращается не к многотонным глыбам его, а к мельчайшим частицам. Так и смысловое мироустройство для своего постижения требует микроскопического проникновения в такую глубину, где исчезают крупные и раскрываются мельчайшие смыслы. Не в знаменитом алмазе "Куллинан", не в треуголке Наполеона, не в скрипке Страдивари, а в какой-нибудь ниточке, листике, камешке, спичке обнажается неделимый, "элементарный" смысл вещей. Наименьшая осмысленная вещь несет в себе наибольшее оправдание миру. Как сказал Густав Майринк: "Любая земная вещь - есть не что иное, как вечный символ, одетый в пыль. Думаешь, что ты видишь все эти предметы, нет, ты их мыслишь глазами." Товар же, по выражению Бодрийяра, есть «разочарованная форма вещи». Кто сегодня думает так про вещи? Заостряет на этом внимание? Сегодня нет вещей, сегодня есть товары, предметы потребления, бездушные изделия для таких же нелюдей, ненасытных потребителей разного рода симуляторов благ, последователей религии престижности потребления. Ведь между товаром и вещью разница точно такая же, как между индивидуальностью и личностью, индивидуальность - только потенция, возможность второго. Подобно тому, как индивидуальность превращается в личность в ходе своего самосознания, самоопределения, напряжённого саморазвития, так и вещь должна быть прочувствована и осмысленна. Возможно, это звучит безумно, но для подкрепления своей мысли укажу, что в этом направлении даже существует гуманитарная научная дисциплина, называемая Реалогией. Она утверждает: "В каждом предмете дремлет что-то "вещее", след или возможность какого-то человеческого свершения...", "Мир тогда лишь оправдан для человека, если все, что в нём есть, не случайно и не напрасно". Такое понимание сути вещей называется в реалогии - КОСМОДИЦЕЯ. В реалогии сравниваются выражения "он сделал хороший предмет" - "он сделал хорошую вещь". Первое означает - произвести что-то руками, второе - совершить какой-то поступок. В древнерусском языке слово "вещь" исконно значило "дело", "поступок", "свершение", "слово". Реалогия предлагает то же решение в понимании сути вещей, к которому интуитивно склоняюсь и я. Это решение - умение обращать внимание на вещи, понимать смысл и значение их в нашей жизни, уметь наводить в этом всем порядок. Зачем это все нужно? Для того, чтобы навести порядок в своих головах, душах, в своих жизнях.. я уже говорил и буду дальше утверждать, что порядок необходим, клеточная анархия - это рак, беспорядок в наших жизнях - это душевный рак. Чем же все это подытожить и какие выводы можно отложить про запас? Чем бережнее мы относимся к вещам, тем лучше, мы решаем этим самым целый спектр задач. Во-первых, удлиняем срок службы этой вещи - а чем больше срок службы, чем больше дистанция между ее производством и утилизацией - тем лучше для экологии в масштабах земного шара. Во-вторых, чем тщательнее обдумываем какие вещи будут нас окружать ежедневно, а без каких можно и нужно обойтись - тем меньше лишних и случайных элементов будет в нашей жизни. Подобного рода случайности нужно минимизировать. Третий вывод касается нашего проекта - вещи на самом деле лучше реализовывать посредством обмена, а не продажи.. как-то этичнее и душевнее получается. Обмен - это человеческий фактор в первую очередь, это встречи, знакомства и общение. А продажа - это удобный, но бездушный обмен на эквивалент стоимости вещи, сам акт покупки-продажи редко бывает очень уж позитивным. Я призываю почаще меняться, не боятся, не стесняться. Жизнь - это обмен. Обмен - это замечательная альтернатива товарно-денежным отношениям. Это совсем другой тип взаимодействия с людьми и вещами.

На нашем сайте можно и продавать, но даже при продаже на проекте Лепш Нет мы не называем вещи товарами, у нас нет товаров, у нас есть Вещи, и есть настоящие Люди, для которых и создавался проект изначально. Очень маленькая и скромная команда Lepsh.net желает Вам позитивного общения, осознанных обменов и дарений. Живите ясно. Иногда останавливайтесь, чувствуйте. Это здорово. Исаев М.П.